4.12.2001   ::



МАТЕРИАЛЫ КОЛЛОКВИУМА ПО ПРЕДМЕТУ "КОНСАЛТИНГ В СО"










НАВИГАЦИЯ   ::



ПЕРВАЯ >     СПИСОК ДОКЛАДОВ >     ПИСЬМО АВТОРАМ >











СПИСОК ДОКЛАДОВ >>
БРЕДНЕВА АННА
Ценообразование на консалтинговые услуги
ИКОННИКОВА ЕЛЕНА
Тенденции современного консалтинга
КОНИХИНА НАТАЛЬЯ
Человеческий капитал
КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА
Мировая индустрия управленческого консалтинга на пороге XXI века
РАКИТЯНСКАЯ КРИСТИНА
Выбор консультанта клиентом
РОЖИНА ОЛЬГА
Отношения "консультант - клиент"
САФОНОВА АННА
Хартия профессиональной этики политических консультантов
СМОЛЕНСКИЙ ЛЕОНИД
Варианты установки цен на консалтинговые услуги
СУЧИЛОВА НАТАЛЬЯ
Особенности консалтинга в России
ХАЧАТРЯН ОГАНЕС
Консалтинговый бизнес в России
ШАРОНИНА ЕКТАТЕРИНА
Российские реалии управленческого консалтинга
ДРУГИЕ ДОКЛАДЫ >>


ХАРТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ

Данная статья предполагает краткий обзор судьбы документа, заявленного как "кодекс чести" политических консультантов.

Возникновение замысла

4 июня 1999 года в Центризбиркоме РФ состоялся "круглый стол" на тему: "Честные выборы - выборы без правонарушающих технологий", организованный по инициативе Вольного общества социальных технологов (ВОСТ) и Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

Председатель ЦИК Александр Вешняков призвал политических технологов отказаться от применения недостойных методов. В ответ представители Вольного общества озвучили свою позицию. По мнению Алексея Ситникова, президента консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт", под "грязными технологиями" не следует объединять все, что мешает волеизъявлению граждан: "Существует три типа нарушений. Во-первых, противоправные действия, с которыми должны бороться правоохранительные органы. Во-вторых, действия, соблюдающие букву закона, но противоречащие духу закона, и это - проблема несовершенства законодательной базы. В-третьих, это просто неэтичные действия - применение технологии "двойников" и многих других недостойных методов. Здесь единственный выход - формировать общественное мнение вместе со СМИ, чтобы применять это было невыгодно"

Инициативная группа во главе с президентом холдинга агентств Publicity Гаем Хановым предложила на рассмотрение участников "круглого стола" проект Хартии профессиональной этики консультантов. Несмотря на то, что уже существуют и имеют своих сторонников несколько деклараций об этических нормах работы PR-консультантов, идея была в целом принята. Создание Хартии

В группу по разработке Хартии вошли Гай Ханов и генеральный директор агентства "Обратная связь" Елена Сорокина со стороны РАСО, а также исполнительный директор ВОСТ Андрей Потеряхин. Однако представителям этих организаций сразу удалось не договориться. Вольное общество настаивало на двух ключевых моментах: во-первых, писать документ должны профессиональные юристы, во-вторых, он должен объединять всех участников избирательного процесса, а не только политических консультантов. В результате ВОСТ переключилось на собственный проект, а Хартия была создана членами РАСО, в которой политконсультанты составляют всего 25 - 30 % .

В июле 1999 года, то есть примерно через месяц после "круглого стола", его участникам был разослан первый вариант Хартии. Этот вариант немедленно подвергся едкой многоплановой критике, однако практически все респонденты выразили согласие подписать документ. Была назначена дата подписания Хартии - 18 августа. Однако в начале августа появился новый документ, подготовленный специалистами ВОСТ, получивший название Хартии "За чистые и честные выборы". Как и планировали члены Вольного общества, он предлагался к подписанию всеми участниками избирательного процесса: кандидатами, избирательными блоками, общественными объединениями, политическими консультантами, средствами массовой информации и т.д. Был соблюден и второй принципиальный для членов ВОСТ момент: авторами документа стали профессиональные юристы. И если ранее предлагавшиеся проекты РАСО подвергались достаточно жесткой критике, как со стороны коллег, так и со стороны СМИ, то новый документ вызвал серьезное отношение в профессиональном сообществе, и в какой-то момент у многих возникла мысль, что именно он и будет подписан в августе .

Этот прогноз также не оправдался. 16 августа в Администрации Президента РФ состоялось совещание с участием президента РАСО Александра Борисова, президента холдинга Publicity PR Гая Ханова, председателя Совета учредителей ЦПК "НИККОЛО М" Екатерины Егоровой, президента КГ "ИМИДЖ-Контакт" Алексея Ситникова, исполнительного директора ВОСТ Андрея Потеряхина. Присутствовали также ведущие специалисты Администрации - Юлия Полякова, Владимир Попов и другие.

В результате встречи был выработан единый документ, получивший компромиссное название - Хартия "Политические консультанты за честные выборы". Его основой стал текст РАСО, однако в него был внесен ряд поправок. Была определена окончательная дата подписания - 25 августа, а координатором процесса вновь назначен Гай Ханов.

Структура Хартии

Хартия (греч. chartion, уменьш. от chartes - бумага) - 1) старинная рукопись, а также материал, на котором она написана; 2) название ряда документов, в которых нашли выражение политические требования социальных слоев и классов. Очевидно, в силу специфики деятельности - политического консультирования - специалисты РАСО и ВОСТ решили назвать сей документ хартией, а не, например, кодексом, как другие организации в сфере связей с общественностью. Стоит подчеркнуть, что понятие хартии не предполагает обязательной юридической силы документа.

Хартию составляют десять положений, которые в прессе были немедленно окрещены "десятью заповедями". Первые восемь положений представляют собой обязательства быть образцом нравственности профессиональной и личной, всемерно способствовать избирательному процессу и защищать профессию от неэтичных действий злоумышленников. Последние два положения - это обет популяризовать данную Хартию. Точки зрения

Суммируя высказанные мнения специалистов, связанных с созданием и подписание Хартии, и собственные наблюдения, можно выделить ряд положительных и отрицательных моментов в факте существования Хартии и ее содержании.

Положительные мнения:

* Намерение создать свод правил свидетельствует о саморегуляции общества, о его готовности отказаться от применения "грязных" технологий. * Существование документа может помочь "защитить профессию от попыток выставить политконсультантов как носителей зла" , способствовать продвижению позиций профессии в общественном мнении, так как в прессе уже есть публикации, проводящие аналогии между избирательными технологиями и приемами Геббельса во время второй мировой войны. * Наличие документа способно увеличить доверие заказчика к консультанту. * Хартия выступает в качестве нравственного императива, самовнушения, самовоспитания. * Хартия может служить некой нулевой точкой отсчета при оценке избирательного процесса. Негативные мнения: * Хартия принципиально не отличается от предыдущих вариантов - "почти перед каждыми выборами появляется подобное соглашение" . * Данная хартия носит еще более общий характер, чем все остальные - "единственный его смысл - еще раз торжественно поклясться" . * Формулировки предельно размыты. В пункте 4 говорится о "нравственно-этических нормах жизни гражданского общества". Говорить о подобных единых нормах в условиях многонационального государства едва ли возможно. Пункт 8 призывает "препятствовать проникновению в профессиональную среду лиц, использующих методы, противоречащие данной Хартии" - но не указывает, по какому признаку выделяется "профессиональная среда", равно как и не указывает методы, подходящие или противоречащие Хартии. * Хартия практически ни к чему не обязывает, и, подписав ее, кто-то сможет и дальше использовать недостойные приемы . * Это чисто декларативный документ. Понятие "хартия" предполагает формулирование неких четких позиций профессии. В данном же случае речь идет о принципах, при этом отсутствуют направления конкретных действий. * Возможность регулировать процесс консультирования этот документ не дает. Нет реальных рычагов воздействия, так как вопросы профессиональной этики и юридического регулирования относятся к разным жанрам. "Хартия - это не закон, и изгнание неугодных в любом случае будет не легитимно" . * В документе происходит подмена понятий: "политический консультант" и "избирательный технолог", "специалист в области политического PR". Кроме этого, проведение выборов (главный акцент в Хартии) - это лишь одна, причем не главная, составляющая политконсалтинга . * В последнем положение говорится о несуществующей "хартии всех участников избирательного процесса".

В целом участники процесса создания и подписания Хартии сходятся во мнении, что сей документ бесполезен с точки зрения регулирования существующего рынка политического консультирования, но если его подписать, особого вреда не будет. Высказывалась также крайне интересная мысль о том, что с помощью Хартии члены РАСО и ВОСТ - тщательно отбирая тех, кому предлагают подписать ее - пытаются расколоть упомянутый рынок и "перетянуть одеяло" положительного общественного мнения на себя . Такое предположение нашло некоторое подтверждение на церемонии подписания.

Церемония подписания как PR-акция

Торжественная церемония подписания Хартии состоялась 25 августа 1999 года в Москве, в "Президент-отеле". Помимо представителей РАСО и ВОСт в ней принимали участие заместитель руководителя Администрации Президента РФ Джохан Поплыева и председатель Центризбиркома Александр Вешняков.

По оценкам присутствовавших журналистов, происходящее больше всего напоминало выдачу аттестатов об окончании средней школы. Оглашался список подписантов, которые под звуки аплодисментов по очереди подходили к президиуму, ставили автограф и после рукопожатия получали оправленный в рамку текст Хартии, а также подарок от Центризбиркома - издание нового Закона о выборах. Слова, которые при этом произносили организаторы, не были слышны в зале . Все участники мероприятия отметили его важность и значение, а также связанные с ним перспективы повышения культуры на рынке политконсалтинга. Но очень многие остались недовольны его организационной стороной. Виктор Гафт, генеральный директор консалтинговой группы "ИМИДЖ-Контакт", отмечает: "…весь пиаровский смысл мероприятия не был задействован. Акция такого рода должна воздействовать как на широкую общественность, так и на самих подписантов. Сложилось впечатление, что организаторы думали только о внешнем эффекте. .. необходим сильный эмоциональный заряд. Сама процедура должна быть красивой и надолго запомниться. Если же она не "заряжает", встает вопрос о профессионализме организаторов. Они ведь даже не смогли толком распределить роли между собой" . Интересно количество подписавших Хартию. Это 57 персон. Когда у президента РАСО Александра Борисова спросили, какую часть профессионального сообщества представляют подписанты Хартии, его ответ был, что не меньше 80 % . Путем нехитрых подсчетов можно рассчитать предполагаемый объем рынка - не более 71 специалистов и организаций, занимающихся политическим консультированием в России. Поразительно маленькая цифра для рынка, существующего 10 лет. Как уже упоминалось ранее, многих такое отношение, а равно как и количество не приглашенных на церемонию подписания признанных консультантов, наводит на мысль о попытке сделать Хартию основой для дискриминации в сфере политконсалтинга .

Однако наиболее интересный момент в церемонии состоял в том, что подписывали не Хартию как документ. Список подписантов был озаглавлен "Политические консультанты и организации, занимающиеся политическим консалтингом в России". Так что юридически выходит, что никто и никому ничего не обещал. Подстраховались - на всякий случай.

Результат … и продолжение

Последовавшая за подписанием Хартии предвыборная кампания в Государственную Думу сопровождалась невиданным ранее для России применением "грязных" технологий.

После этого политконсультанты вновь задумались о способах, которыми можно воспрепятствовать применению "грязи". Наиболее серьезную инициативу предпринял информационно-аналитический центр "Новоком" в лице своего президента Алексея Кошмарова. Документ, предложенный им участникам рынка в марте 2000 года, получил название "Манифест роста сообщества политических консультантов и технологов" .

Текст "Манифеста" эмоционально насыщенный, изобилует образными сравнениями, главные мысли выделены жирным шрифтом, есть даже древнекитайская притча. Основные идеи - нарушать закон плохо, быть ответственным плохо и вообще давайте жить дружно. По сути, это не менее общий, только намного более пространный документ, чем Хартия. Воздействие его может быть почти исключительно эмоциональным, нежели рациональным.

Таким образом, на рынке политического консультирования продолжает отсутствовать договоренность по поводу единых этических принципов. Можно с уверенностью сказать, история единого свода этических принципов и четкого определения профессии и профессиональной среды еще только начинается.














Copyright (c) Гуманитарный Факультет СПбГУТ 2000 :: Deisgn (d) Jorje Gonzalez



Хостинг от uCoz